Как поддержать в кризис строительную отрасль?
В нынешних кризисных критериях недостатка спроса и инвестиций поддержка жилищно-строительной отрасли просит прямых и масштабных вливаний страны. При всем этом возможность навести такие средства на сохранение и даже повышение активности в социально и стратегически важной отрасли у страны есть.
Как понятно, годичный объем ввода новых домов и квартир в Рф - порядка 80 млн кв. м жилища. И для полного замещения инвестиций в жилищное строительство, как посчитали специалисты «Метриум», нужно всего 9,6% от интернациональных резервов страны. Таким макаром, госзаказ может стать сильной мерой поддержки застройщиков при умеренных вливаниях из денежных резервов.
По данным Росстата, в 2019 г. в стране было введено 80,3 млн кв. м жилища. При всем этом средняя полная цена строительства жилища массового спроса, по подсчетам Союза инженеров-сметчиков Рф, в феврале составила 50,3 тыс. руб. за 1 кв. м. Таким макаром, для строительства годичного объема нового жилища требуется порядка 4 трлн руб. И если инвестировать эти средства на данный момент, то в течение среднего периода строительства дома, который составляет 2 года, в Рф будет введено около 80 млн кв. м жилища.
Меж тем, по данным Банка Рф, на 10 апреля 2020 г. объем интернациональных резервов страны составил $565 миллиардов. По этому показателю РФ занимает 5 место в мире, уступая по объему резервов только Китаю ($3 трлн), Стране восходящего солнца ($1,4 трлн), Евросоюзу ($949,1 миллиардов) и Швейцарии ($855,8 миллиардов).
Таким макаром, для инвестирования в строительство годичного объема нового жилища может хватить $54,1 миллиардов, что равно 4 трлн руб. по курсу ЦБ РФ на 10 апреля. А эта сумма составляет всего 9,6% от интернациональных резервов РФ на текущий момент.
При всем этом объем инвестиций может быть и уменьшен, если поддержку навести только проф застройщикам, которые занимаются строительством многоквартирных домов, а по данным Росстата, в 2019 г. они ввели 54% новых площадей. Соответственно, для замещения их инвестиций довольно около 5% интернациональных резервов страны.
Как объяснила управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, полного замещений личных инвестиций в строительство не пригодится, т. к. невзирая на кризис многие застройщики продолжат работу, а банки будут их финансировать. Расчет указывает, что даже если б власти задались настолько масштабной целью, из «кубышки» пригодилось бы инвестировать всего 10% имеющихся там средств. Вобщем, необходимо осознавать, что объем вложений в строительство в Рф хронически маленький. Например, в Финляндии, Германии и Канаде до трети суммарных инвестиций в основной капитал приходится на жилищное строительство. Соответственно, даже настолько массированное инвестирование в размере 5-10% федеральных резервов быстрее станет мерой приведения русских реалий к норме продвинутых стран. По данным Росстата, в 2019 г. объем инвестиций в строительство, включая инфраструктуру, составил 3,4%, в том числе построек – 1,3% от общих вложений в основной капитал.
Госзаказ на жилище – мечты либо действительность?
Масштабные вложения из интернациональных резервов либо бюджета страны в жилищное строительство практически означают создание муниципального сектора. В критериях ожидаемой стагнации коммерческого сектора, вызванной понижением спроса, также высочайшей ценой займов, муниципальный сектор станет дополнительным источником финансирования деятельности застройщиков, загрузки мощностей подрядных организаций и индустрии стройматериалов.
Какими могут быть механизмы инвестиций? Тут выбор различный – большой опыт муниципального инвестирования в жилище накоплен странами Европы во 2-ой половине XX века, по этому они лидируют по площади жилого фонда на душу населения.
Итак, во-1-х, прямой госзаказ, предполагающий выделение застройщикам средств в размере средней рыночной цены квадратного метра в регионе, с следующей передачей возведенного жилища в управление страны.
Во-2-х, безвозмездные вложения, когда правительство компенсирует себестоимость строительства, а застройщики реализуют построенное жилище на рынке – сдают в аренду либо лизинг при контроле ценообразования. На рынке появится сектор относительно дешевенького жилища, на которое сумеют рассчитывать слои населения с низкими доходами – сначала те, что работают в экономном секторе.
В-3-х, льготное целевое кредитование – по другому говоря, создание спец госбанка, занимающегося кредитованием жилищного строительства по низким ставкам.
При всем этом условием роли в программках должно быть прозрачное ценообразование и готовность реализовывать проекты на непростых локальных рынках недвижимости.
А чтоб обеспечить высшую эффективность вложений, правительство может дифференцированно подходить к применению таких мер. Например, в Москве, где строительный комплекс достаточно устойчив, довольно было бы навести госинвестиции на строительство соц и инфраструктурных объектов, сняв тем нагрузку с девелоперов, которые реализуют масштабные проекты. На региональных рынках, где разница меж себестоимостью и ценой реализации мала, вправду объем прямых вливаний должен быть больше, в особенности для застройщиков, которые строят жилище для расселения ветхих и аварийных домов.
При этом на строительство объектов социальной инфраструктуры можно было бы направлять муниципальные инвестиции в виде кредитных линий с нулевой ставкой. Девелоперы практически всегда строят эту инфраструктуру за собственный счет, т. е. из прибыли, и потом безвозмездно передают городку. В критериях проектного финансирования эти издержки врубаются в цена жилых домов, что увеличивает среднюю ставку для девелоперов, при всем этом спрогнозировать прибыль на 2020 г. пока проблемно. Кредит с нулевой ставкой – это не просто безвозвратная дотация от страны, а средства, которые необходимо будет возвратить, но с нулевой ставкой. Что в конечном итоге значительно понизит себестоимость строительства, ставку по проектному финансированию и конечную стоимость для покупателя.
Но направление массированных муниципальных инвестиций необходимо увязывать с инноваторским процессом. Например, приоритетное право на получение льготных кредитов либо прямую финансовую помощь могут получить застройщики, готовые, реализуя жилищные проекты, внедрять новые технологии строительства – это 3D-печать, BIM, «умные» стройматериалы, энергоэффективность. И при доказаном эффекте в виде понижения себестоимости потом госкредит для их должен становиться дешевле.
Ипотека – не панацея
Всем уже известны антикризисные меры в строительстве, которые включают субсидирование ипотечных ставок до 6,5% годичных, выделение 150 миллиардов рублей на приобретение жилища у застройщиков, понижение ставок по кредитам девелоперских компаний. По воззрению профессионалов «Метриум», эти меры, непременно, окажут положительное, но ограниченное воздействие на рынок жилища.
Понижение ипотечных ставок будет содействовать временному и ограниченному приросту спроса, т. к. для большинства заемщиков представляет делему не только лишь цена кредитования, да и экономические условия. По данным Счетной палаты РФ, в 2020 г. ВВП Рф сократится на 5%. Ожидается увеличение безработицы и сокращение доходов населения. В таких критериях даже доступная ипотека не будет симпатичной.
Выделение 150 миллиардов руб. для приобретения жилища обхватит не полное число компаний. При средней цены стандартной двухкомнатной квартиры в Рф в границах 3 млн руб. у застройщиков может быть приобретено около 51 тыс. невостребованных квартир, что составляет наименее 60% от реализованных по договорам долевого роли квартир в одной только Москве за 2019 г.
Понижение ставок по кредитам для застройщиков также не решает делему больших рисков для их деятельности в текущей экономической обстановке. Льготным кредитом сумеют пользоваться далековато не все, а значимой части девелоперов в нем будет отказано из-за низкой рентабельности проектов и больших рисках спроса.
По воззрению Марии Литинецкой, массированные инвестиции в жилищное строительство дадут мощнейший экономический и соц эффект. В этой сфере занято более 6 млн человек либо 8,8% всех занятых в стране, а в смежных отраслях – реализации недвижимости, индустрия стройматериалов, транспорт и других – еще более. Другими словами, вложения в жилищное строительство посодействуют сохранить, а может быть даже прирастить занятость в период кризиса. При всем этом можно рассчитывать на мощнейший мультипликативный эффект, в особенности для экономики больших городов, ведь строительство дает 5% ВВП страны, не считая смежных отраслей. Беря во внимание системность экономических заморочек, сочетание стимулирующих мер и создание госзаказа дозволит не только лишь поддержать ветвь, да и решить социальные трудности, а именно, устранить очереди на жилище, также опасность роста ветхого и аварийного жилища. Полностью может быть направление госинвестиций в формате столичной программки реновации жилища, но в масштабе страны.
Штора рулонная «Кембридж», 200х175 см, цвет пыльная роза
Штора рулонная «Кембридж» — современный вид оконного декора, в каком смешивается эстетика и функциональность. Полотно цвета «пыльная роза» смягчает броский свет солнца и уличных фонарей, делая внутреннее место помещения более комфортабельным и комфортным.
Особенности
Штора сделана из крепкого износоустойчивого полиэстера. Верх открытый, без кассеты. Ткань фиксируется с помощью ленты-липучки. Для ухода за шторой рекомендована химчистка. Стирать, отбеливать и разглаживать полотно нельзя.
Ширина шторы 200 см, высота — 175 см. Ширину можно уменьшить, но менее чем на 20 см. Высота регулируется при помощи правостороннего железного цепочного механизма с округлым противовесом. На подъемное устройство производитель дает 1 год гарантии. Оборотный механизм отсутствует. Конструкция может устанавливаться на стенку, потолок, окно при помощи сверления.
Комплектация
- Ткань в рулоне.
- Утяжелитель из ПВХ.
- Правый и левый узлы крепления шторы.
- Втулка, втулка с цепочкой.
- Шурупы с дюбелями.
Страна производства продукта — Наша родина.